Снятие и установка динамиков акустической системы Mitsubishi Lancer 9
Аудиосистема в Mitsubishi Lancer 9
Студия: O.S.Studio
Руководитель проекта: Алексей «Аполлон» Рогачёв
O.S… Что бы это могло значить… Операционная система? Ну при чём здесь это… Особый случай? Уже ближе.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer RS-D7RII
- Процессор: Pioneer RS-D70XII
- Усилители: Calcell VAC 100.4, E.O.S. Classic 100
- Фронтальная акустика: Airton 6, Crescendo T3R
- Сабвуфер: Crescendo Etude 2.10
У нас, конечно, все случаи — особые, искусство car audio несовместимо с принципом конвейера. У нас редко бывают повторения пройденного, ещё реже они оказываются успешными. Всё и всегда — в единственном экземпляре, с той, однако, разницей, что «Голубку» Пикассо не перерисовывают, а «Давида» Микеланджело не разбирают и не переделывают на новый манер к очередному сезону соревнований.
И всё равно: случай — особый, пусть даже O.S. на деле — всего лишь инициалы хозяйки. «Особость» случая как раз в этом. Хозяйки не машины (эка невидаль), а студии, а это, прошу заметить, прецедент. В развёрнутом виде имя хозяйки — Ольга Шарова. Теперь понятно? Нет? Как с вами всё-таки трудно, придётся напоминать.
Впервые Ольга украсила страницы этого журнала своим именем и фотографией в сезоне 2008 года. Время будем считать не годами, а сезонами, здесь это уместно. Я помню снимок, завершавший репортаж с финала EMMA Россия 2008 года, попросил разыскать его в архиве и увеличить. Он должен быть где-то здесь, неподалёку, я просил. О чём говорит выражение лица Ольги, впервые примерившей звание вице-чемпиона России? О готовности идти по этому пути дальше, по-моему, это читается без труда. Так и получилось. Не стану сейчас перечислять этапы большого пути, приберегу это до юбилея, в спортивной биографии Ольги успехи чередовались с неуспехами, была и поездка на Еврофинал, не завершившаяся по ряду причин ожидаемым успехом, но выражение лица это не изменило. И не так давно Ольга сделала очередной шаг на намеченном пути, руководствуясь врождённым инстинктом. Женщина — хранительница домашнего очага, так? А что в car audio дом? Правильно, студия. Значит, надо её создать, возглавить и организовать. И привлечь к её работе опытных и талантливых специалистов, одним из которых, без малейших сомнений, является «Аполлон», по паспорту — Алексей Рогачёв.
Машина, которой посвящены следующие абзацы и страницы — соревновательный дебют студии, и дебют, надо признать, оглушительный (не в смысле SPL, а в смысле SQ). На финале EMMA Россия сезона 2011 эта машина проиграла одному-единственному участнику — Александру «Аквагену» Шкаликову. Мэтру, динозавру и мастодонту российского автозвука, оказаться с которым на соседних строках итоговой таблицы уже равносильно победе, а в данном случае и разрыв оказался невелик, судите сами: первое и второе места в классе «Любитель 5 каналов» разделили 8 очков, второе и третье — 28. И если система в Audi TT Аквагена следовала жёсткой и понятной чемпионской логике — все компоненты премиального брэнда и только топовые, то здесь спектр решений куда более пёстрый, а местами — и неожиданный. Каков вклад в этот процесс опыта Аполлона, а каков — интуиции O.S., неведомо и останется неведомым, это — секреты творчества. Перед нами — результат и возможность его осмыслить.
Схема системы — классического образца. Двухполосный фронт-поканалка и сабвуфер. «Голова» — уже ставший классикой Pioneer RS-D7RII. В паре с ним работает звуковой процессор Pioneer RS-D70XII («непоканалка» с этими компонентами не укладывалась бы ни в какую логику). «Голова» стоит там, где ей и положено — в центре передней панели, а процессор — в багажнике, поближе к усилителям. Источник и процессор связаны оптической линией и шиной IP-bus. После процессора, осуществляющего деление частотных полос и всю необходимую коррекцию, сигнал по коротким сигнальным кабелям поступает на усилители.
Инсталляционная задача была, с одной стороны, сделать всю коммутационную и техническую часть установки максимально скрытой, с другой — эстетически завершённой, демонстрирующей компоненты. И если в салоне выполнение этих требований особых проблем не представляло, то с багажником работы было намного больше. Особенно по части эстетики — в исходном виде багажник выглядел весьма утилитарно, много металла и немного карпета. Это недоразумение устранили, так, чтобы весь отсек представлял собой законченный ансамбль.
Для этого закрыли все поверхности сложной конструкцией, объединяющей корпус сабвуфера, пол и вентилируемые короба для усилителей. Зрительно объём багажника сократился незначительно — заняли объём крыльев, пространство под задней полкой и немного приподняли пол. Все составляющие установки существуют не сами по себе, а в виде единой конструкции: плоские элементы — из многослойной фанеры по месту, криволинейные поверхности образованы шпангоутами, на которые натянута ткань. Технологии вполне традиционные, но способ их применения довольно необычен.
Усилителей в системе три, хотя, как вы сами можете без труда посчитать, на схеме фигурируют только два. Один запасной? Это было бы чересчур, ответ надо искать в иной плоскости: помните, я упоминал, что в отличие от других жанров искусства произведения car audio редко остаются в первозданном виде. «Руководить — значит предвидеть», система с таким источником/процессором вполне в состоянии управлять трёхполосным фронтом, просто к сезону этого года состав трёхполоски ещё не сложился.
Центральная часть пола поднимается, открывая доступ к запасному (на сей раз — действительно запасному) колесу. На крышке этого люка установлен процессор, а усилители смонтированы по трём сторонам багажника. По центру — фронтальный четырёхканальник Calcell VAC 100.4, по бортам — два двухканальных E.O.S. Classic 100. Тот, что в правом борту, обслуживает сабвуфер. Тот, что в левом — пока ждёт своего часа.
Выбор усилителя для фронта мне представляется совершенно оправданным — гибридный Calcell VAC 100.4. Усилитель этой серии вашему покорному слуге несколько лет назад доводилось тестировать лично, с разборкой «до кишок», и впечатления остались самые благоприятные. Ламповый каскад в транзисторном усилителе, на мой взгляд, не дань моде, а наиболее элегантный способ решения целого ряда проблем, стоящих на пути к высококачественному звучанию. Гибридные усилители наследуют лучшие черты транзисторных и ламповых предков, при этом лишены большинства их недостатков. Впрочем, подробное обсуждение этого вопроса уведёт нас слишком далеко от основной темы. Отмечу только, что ламповые входные каскады придают звучанию особые прозрачность и чистоту — явно превосходя ожидаемые от усилителя вполне себе средней стоимости.
Мощность каждого из четырёх каналов Calcell VAC 100.4 составляет 100 Вт, двухканальный E.O.S. Classic 100 в мостовом включении развивает 350 Вт, так что при работе усилителей тепла выделяется немало, поэтому использована принудительная вентиляция. Усилители установлены в отдельных закрытых отсеках, циркуляцию воздуха обеспечивают вентиляторы. В крышках, закрывающих усилители, вырезаны смотровые окна, закрытые фасонными стёклами. Дополнительный штрих — светодиодная подсветка и «северное сияние» на стёклах.
Стёкла (не простые плоские, а с упорным бортиком) фрезеровали на заказ, а «северное сияние» на них гравировали вручную. Вручную же выпиливали и затейливые окошечки — лобзиком, как в пионерском детстве.
Сабвуфер установлен за просветлённой спинкой заднего сиденья, мидбасы — в нижнем углу двери, пищалки — в подзеркальниках. Выбор мест размещения акустики вполне тривиален, чего не скажешь о выборе компонентов. Логичнее всего, причём с заранее известным результатом, было бы взять акустику именитых производителей, многократно «засвеченную» в машинах чемпионов. Ан нет! После консультаций с известным гуру автозвука Андреем Вахтиным выбрали компоненты, ещё не получившие широкой известности — сабвуфер Crescendo Etude 2.10, пищалки Crescendo T3R и шестидюймовый мидбас совсем уж нового брэнда Airton.
Из всех компонентов лишь Etude 2.10 выглядит и устроен традиционно, хотя и он благодаря незначительной для своего калибра монтажной глубине позволил сделать корпус сабвуфера необычно плоским, растянувшимся вдоль спинки заднего сиденья.
«Тёзка» сабвуфера T3R относится к довольно редкой разновидности «волноводных» пищалок, здесь купол излучает в устье неглубокого рупора, что характерно — металлического и довольно массивного. Необычен и мидбас, и не только из-за незнакомого пока имени, здесь применено фазовыравнивающее тело странной формы, не «пуля», а как бы остриё. В совокупности со значительным доворотом оси мидбаса это позволило оптимизировать характеристики излучения, а доворот реализован в форме мощного объёмного подиума из стеклокомпозита, который потом интегрировали в стилистику двери.
Само собой, вся машина прошла тотальную шумо- и виброизоляцию, некоторые места пришлось основательно облагородить. Для мидбасов и пищалок методом лазерной резки изготовили фасонные грили в том же затейливом стиле, что и окна над усилителями. Двери перешили алькантарой. Головное устройство долго пристраивали под нужным углом, благо простор для творчества был. Новая переходная рамка получилась даже лучше заводской, хотя выглядит именно штатной, лучшая награда установщику — когда его работа не видна. Но слышна…
От амбициозных замыслов в 2008 году…
…к их практическому воплощению в году 2011-м
Новая рамка консоли предельно лаконична по форме, что лишь подчёркивает эксклюзивность источника
Жаль, что мы печатаемся не в 3D, так было бы проще показать неординарную геометрию фронтальной акустики
«Волноводные» пищалки довольно громоздки, но это более чем окупается их достоинствами
Бытовое название фазовыравнивающего тела — «пуля». Здесь пуля какая-то особенная, может, бронебойная?
А создавалась эта геометрия по классической технологии
«Вместо тысячи слов»: стадии обустройства багажника
Поскольку всё в багажнике так укромно спрятано, оттягиваться пришлось на остеклении
Смотрите сами: анализатор показывает сознательные настройки, а не что получилось само собой
«Не верь ушам своим». Или нет, глазам… В общем, эти органы чувств свои показания не согласовали. Измеренная АЧХ имеет мало общего со слуховыми впечатлениями. При этом её форма — не результат неучтённых особенностей акустики салона, а плод намеренного выбора параметров настройки, она почти «буквально» повторяет АЧХ, установленную на процессоре — я специально сфотографировал «целевую» АЧХ на дисплее головного устройства и фактическую на экране спектроанализатора одновременно. Нетрудно заметить: что хотели, то и получили, а почему хотели именно это, так потому, что car audio — искусство, а не ремесло. Ведь звучит машина, да так звучит, что вылезать не хочется… Как это объяснить? В полной мере не берусь, но позволю себе обратить ваше внимание на то, что в зоне своей ответственности каждый из излучателей работает идеально, сабвуфер — «полка», мидбас — «полка» до той частоты, где намеренно устроен провал, пищалка… давно таких не видел: от килогерца до упора не шелохнувшись. Так что, действительно, у нас каждый случай — особый…
Тестирование проводилось по стандартной программе диска AMT. Звучание оказалось отменно детальным и прозрачным. Вот тебе и малоизвестные компоненты…
Тональный баланс очень приятен на слух, хотя и отличается от канонического. Незначительный избыток суббаса и нижнего баса перестаёт быть таковым при запущенном двигателе, он тут с норовом, всего 1,6 л, а урчит «как большой», так что на ходу подъём низов только на пользу.
Остальная часть звукового диапазона на слух удивительно ровная. Диапазон от верхнего баса до умеренно высоких частот потрясающе детальный, великолепно передаются тонкости звукоизвлечения щипковых и смычковых инструментов. Коварная флейта, во многих машинах посвистывающая отражениями от стекла, на этот раз ни в чём подобном замечена не была. Высокие частоты яркие, насыщенные, немного выделенные. Детальность звучания, макро- и микродинамика хорошие: усилители хоть и не эксклюзивные, но выбраны грамотно.
Сцена очень ровная и стабильная, в процессорной системе трудно было бы ожидать чего-то иного. Бас отчётливо передний, чего непросто добиться, когда суббасовые составляющие явно «переусилены».
Снятие и установка динамиков Lancer X
Для снятия динамиков, установленных в передних дверях, вам потребуются: инструменты. необходимые для снятия обивки двери (см. «Снятие и установка обивки передней двери», с. 238), а также отвертка с крестообразным лезвием.
Примечание
Работа показана на примере динамика. установленного в левой передней двери. Динамик в правой двери снимают аналогично.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Преодолевая сопротивление фиксаторов.
3. . снимите облицовку зеркала заднего вида.
4. Снимите обивку передней двери (см. «Снятие и установка обивки передней двери», с. 238).
Примечания
Так расположен динамик в панели передней двери.
Так расположен динамик в панели задней двери.
5. Разожмите усики держателя и извлеките из него жгут проводов.
6. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов.
7. . и отсоедините колодку от динамика.
8. Поверните динамик против часовой стрелки.
9. . и выведите его из гнезда панели двери.
10. Установите динамик и все снятые детали в порядке, обратном снятию
Снятие динамика в задней двери аналогично снятию динамика, установленного в панели передней двери.
Источник: Руководство по эксплуатации Mitsubishi Lancer X
Снятие и установка динамиков акустической системы Mitsubishi Lancer 9
Так расположены фиксаторы верхней облицовки панели приборов.
10. Отсоедините колодки жгута проводов от выводов часов.
11. . и выключателя аварийной сигнализации.
12. Преодолевая сопротивление пластмассовых фиксаторов, расположенных по бокам корпуса выключателя аварийной сигнализации, извлеките выключатель из верхней облицовки панели приборов.
13. Установите выключатель аварийной сигнализации в порядке, обратном снятию.
Снятие и установка часов |
Часы установлены в верхней накладке панели приборов в общем блоке с соплами системы вентиляции и выключателем аварийной сигнализации.
Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвиями.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите верхнюю облицовку панели приборов (см. «Замена выключателя аварийной сигнализации», с. 219).
3. Отожмите фиксаторы с обеих сторон часов и извлеките часы из гнезда накладки.
4. Устанавливайте часы и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
На автомобилях Mitsubishi Lancer может быть проведена аудиоподготовка (установлены динамики, антенна и вся необходимая электропроводка). Магнитолу завод-изготовитель не устанавливает.
и установка динамиков акустической системы
На автомобиле установлены четыре динамика акустической системы: по одному в передних дверях и два на полке перед задним стеклом.
Работа показана на примере динамика, установленного в левой передней двери. Динамик в правой двери снимают аналогично.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Так расположен динамик в панели двери.
3. Отсоедините от динамика колодку жгута проводов, сжав фиксатор ее крепления.
4. Выверните четыре винта крепления динамика к панели двери.
5. . и снимите динамик.
6. Устанавливайте динамик и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
Для снятия динамиков, установленных на полке перед задним стеклом, вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвиями.
Динамики, установленные на полке перед задним стеклом, закрыты защитными сежами. Оба динамика снимают одинаковыми приемами.
1. Аккуратно поддев отверткой края сетки, снимите ее, преодолев усилие фиксаторов.
Замена штатных передних колонок
Материал из Mitsubishi Lancer Club F.A.Q.
1. Разбираем двери:
- треугольничек возле зеркала для штатной пищалки снимается выдергиванием его на себя, замечаем заботливо вставленный разъемчик с проводами для пищалки, дабы не болтался, и умиляемся смешным сечением проводочков. Рассматриваем место для будущей установки. да, для большой пищалки места хватит, только придется «подработать по месту напильником» и снести пластиковую решетку, сойдет!
- у двери выкручиваем три винта, один внутри ручки открытия двери под крышечкой, которую открываем маленькой плоской отверткой, второй под большой ручкой, тоже под крышкой. Крышка открывается в сторону средней стойки – не ломаем. Третий, как на 9-ке – просто под колпачком.
- сдергиваем дверь с пистонов, начиная с нижнего угла ближе к передку. Верхние три пистона могут упираться – если холодно, то есть риск сломать их стойки, как вариант их можно сдвинуть (один вниз, два в сторону) – пусть лучше останутся в двери, потом их можно, аккуратно покачивая, вынуть.
- ручку отпирания двери можно открутить (2 винта), а можно снять тяги;
- снимаем два разъема – со стеклоподъемников и регуляторов зеркал;
- видим: знакомый до слез по девятому лансеру пейзаж голого металла, стыдливо прикрытого полиэтиленчиком и прикольные 16-см динамики с доисторической конусной накладкой для расширения ВЧ-диапазона. Ну точно дежавю, не считая опупительной высоты пластикового подиума, который по совместительству является корпусом динамика, и оригинального крепления динамиков в двери – бааааальшой такой байонет. 🙂
2. Замеряем высоту нужного нам подиума для новых колонок (30 мм), замечаем, что по 5 мм в радиусе есть в запасе, прикидываем, куда ставить кроссоверы, как вариант вместо пенопластовой фигни на обшивке, только придется делать металлическую крышку на дыру напротив ее, и именно туда ставить кросс, поскольку внутрь двери ставить не хочется – влага.
3. Собираем обратно дверь, и несемся на рынок за фанерой 15 мм.
4. Дома, в тепле, вырезаем лобзиком четыре проставки внешним диаметром 180 мм, внутренним 144 мм, и попарно склеиваем их ПВА под прессом.
Вид стандартного динамика:
Штатная проводка никудышная (особенно в твиттер), для нормального звука буду класть 14Ga.
Фанера 15 мм. Выпиливается четыре кольца. 180 мм внешний, 144 внутренний диаметр.
Склеиваем для получения высоты 30 мм:
Так выглядит новый динамик 16 см на подиуме из двух проставок на 15 мм: