Mazda RX-8 г., л., ROTARY MADNESS или Как я полюбил ротор, бензин, автоматическая коробка
Роторный двигатель Мазда RX8: конструкция, принцип работы, характеристики и последние новости, видео
Многие автомобилисты и понятия не имеют, чем роторный двигатель отличается от поршневого. Это неудивительно: несмотря на гениально простую конструкцию, этот агрегат используется крайне редко. Единственный производитель, который комплектует свои машины такими моторами — Mazda. Причём не только комплектует, но и активно совершенствует. Так, в скором времени японцы намерены презентовать новый роторный двигатель «Мазда» RX8.
Роторный двигатель: устроство и принцип работы
Идея роторного двигателя появилась необычно: 17-летнему немцу Феликсу Ванкелю приснилось, что он создал новый уникальный двигатель. Недолго думая, он принялся за работу, взяв в соавторы Вальтера Фройде. Окончательный вариант роторного двигателя представили публике в 1964 году.
Из названия понятно, что двигатель работает на роторе — движущейся части мотора. Ротор имеет форму треугольника. Он зафиксирован на специальном механизме, который не даёт вращаться вокруг своей оси, а заставляет «бегать» внутри овальной капсулы. Во время движения между сторонами треугольника и частью капсулы образуются изолированные полости. В них происходят следующие процессы:
- Всасывание. Первая полость всасывает топливно-воздушную смесь, которая тут же тщательно перемешивается. Затем ротор вращается и отправляет смесь во вторую полость.
- Сжатие и воспламенение. Во второй полости смесь сжимается, после чего воспламеняется двумя свечами.
- Вытеснение. Использованное топливо вытесняется в выхлопную систему.
Так выглядит полный цикл работы РПД. Но это только 1/3 процесса, поскольку эти действия одновременно происходят с трёх сторон ротора.
Видео: принцип работы роторного двигателя Mazda RX8
История роторных двигателей «Мазда»
Президент Mazda Цунеджи Матсуда заинтересовался роторной системой сразу после появления. Он был уверен, что в роторном двигателе дремлет огромный потенциал. В итоге в 1961 году был подписан контракт о сотрудничестве с NSU (компанией, создавшей новую технологию).
Mazda начала работу над собственной вариацией роторного двигателя. В результате появился совершенно новый мотор типа L8A с двумя роторами. Им укомплектовали спортивный автомобиль Cosmo Sport. Продавался он весьма успешно, но работы на этом не закончились: в 1964 году Mazda выпустила двухроторный двигатель L10A и отправила его в массовое производство.
Из-за новых законов Mazda в 1966 году начала работу над снижением вредных выбросов. В результате появился автомобиль Familia Rotary Coupe, который поставлялся на рынок США под названием R100.
Вдохновлённые успехом работники Mazda начали трудиться над ещё одним новшеством — автомобилем с роторным двигателем и турбонаддувом. Им оказалась модель Cosmo RE Turbo, которую начали продавать в 1982 году. Позже её дополнил Impact-Turbo с усовершенствованной производительностью и управляемостью.
Уже в 1990 году Mazda снова удивила: на этот раз моделью Eunos Cosmo с новейшим трёхроторным мотором 20B-REW.
Роторный двигатель Mazda RX8
В 2003 году на конвейер поступила последняя роторная «Мазда». Это был японец с усовершенствованным мотором, который сразу после своего рождения заслужил звание «Лучшего двигателя года», а год спустя стал «Автомобилем года в Японии».
Конструкция и характеристики
Роторный двигатель Mazda RX8 имеет две секции. Он отличается от предыдущей версии продуктивностью всасывающих и выхлопных портов. Производитель усовершенствовал эти элементы, за счёт чего увеличилась степень сжатия. К тому же, двигатель стал мощнее предшественника.
В 2003 году «Мазда» предложила автолюбителям 2 варианта двигателей с разными характеристиками:
- Объём 1,3 л, 192 л.с. Крутящий момент 220 H*m, разгон до 100 км/ч за 7,2 секунды. Автомобиль разгонялся максимум до 223 км/ч.
- Объём 1,3 л, 231 л.с. (мощность увеличили за счёт отрегулированной системы впуска). Разгон до 100 км/ч за 6,4 секунды, максимальная скорость — 235 км/ч.
Оба мотора имели небольшой объём, но довольно внушительную мощность. Поэтому расход топлива не радовал: автомобиль «съедал» больше 10 литров даже при спокойном стиле вождения.
Эксплуатация
Производитель обещает, что машина без проблем проедет около 500 000 км. В реальности это крайне сложно. Автомобилисты утверждают, что средний ресурс составляет 100 000 км, но достичь его можно только при соблюдении правил эксплуатации.
Основные секреты можно сформулировать так:
- обязательный техосмотр через каждые 4 000–5 000 пробега;
- заливка только «родного» масла Mazda Dexelia Ultra 5W-30;
- использование свечей с иридиевым электродом (важно помнить, что в роторном двигателе 2 типа свечей — запальные и дожигательные).
Недостатки
Несмотря на все достоинства, у Mazda RX8 с роторным мотором есть и ряд недостатков. Например:
- высокая требовательность к качеству топлива (предпочитает 98-й бензин);
- быстрая изнашиваемость уплотнителя ротора;
- небольшой ресурс;
- склонность к перегреванию;
- дорогое и сложное обслуживание.
И главная проблема RX8 — просто сумасшедшее потребление бензина даже на холостых оборотах, с которым придётся свыкнуться. Но настоящих фанатов все эти проблемы не пугают. К тому же, вскоре «Мазда» обещает выпустить новый более экономичный мотор.
Видеообзор автомобиля Mazda RX8
Отзывы владельцев о Mazda RX8 с роторным двигателем
Александр
Езжу на RX8 полгода, уже поменял свечи, масло и провода. Кайфую от машины, за такие деньги — просто бомба. На оборотах рычит мягко и приятно, почти как мотоцикл. Приятнее ездить только в Porsche. Да, бензина жрёт много — 14–15 л по городу, обслуживать дорого, но расстаться с ней не могу. За те же деньги, что она сейчас стоит, можно купить разве что Mazda 3 или 6, но рядом с RX8 они вообще не стоят.
Ирина
Ездила раньше на RX8, нереально крутая красивая машина. Но в то же время в обслуживании она очень дорогая. А пользоваться при этом неудобно, особенно если это единственная машина в семье. Компанией в неё не сесть, сноуборды не положить. Подойдёт, наверное, только каким-нибудь сумасшедшим гонщикам. В итоге я купила себе более практичный седан, но о «Мазде» всё еще с любовью вспоминаю.
Новый роторный двигатель Mazda
Весной 2016 года Mazda Motor Europe запросила у США патент на разработку роторно-поршневого мотора нового поколения. Ожидается, что машины с новым двигателем поступят в продажу уже в 2019 году. Эту информацию подтвердил вице-президент «Мазды» Мартин тен Брик.
Основные технические параметры двигателя пока окутаны тайной. По слухам, рабочий объём увеличится до 1,6 литра, а также появится турбонаддув. Мотор будет принадлежать линейке SkyActiv, представители которой могут похвастать атмосферными силовыми агрегатами.
Поговаривают, что Mazda намерена полностью избавиться от прежних «болячек» на серийных моделях. Ожидается, что производитель поработает с низким ресурсом, отсутствием тяги на низких оборотах и неидеальными экологическими показателями. Автомобилисты уверены, что новый мотор в первую очередь протестируют на серийной версии концепт-кара RX-Vision. Мощность агрегата составит 400 л.с.
Роторный двигатель — уникальная вещь. Из-за высоких оборотов его даже собирались использовать для создания электромобилей, но там он служил бы только для зарядки конденсаторов. Но, если верить последним новостям, Mazda вдохнёт новую жизнь в роторный мотор. Он вернётся ещё более эффективным, чем был, и подарит спорткарам светлое будущее.
А вместо сердца – пламенный ротор!
Скажите, вы знаете много автомобилей, с атмосферных двигателей которых при объеме в 1,3 л снимается 231 л. с.? Возможно, вы знакомы с двигателями, раскручивающимися до 9000 об/мин? Уверены, многие наши читатели догадались, о чем идет речь – ведь на сегодняшний день существует только один двигатель, обладающий подобными характеристиками – Mazda Renesis, и только один автомобиль, на который этот двигатель устанавливают – Mazda RX-8.
Mazda RX-8 начала свою историю с появления концепт-кара RX-Evolv, представленного в 1999 году на знаменитом своей эпатажностью Токийском автосалоне. Одной из главных «фишек» этой концептуальной разработки была конструкция кузова – 4-дверное купе, а также открывающиеся против хода задние двери. Несмотря на неординарность таких решений, все они практически без изменений были сохранены на серийной модели.
Уже первый взгляд на Mazda RX-8 сообщает о бескомпромиссности этого 4-местного купе. Колеса с низкопрофильной резиной R18 убедительно вписали в агрессивный кузов и расставили по углам, дабы улучшить управляемость. Работа над развесовкой, максимальное облегчение кузова, спортивные настройки подвески – над всем этим с предельной тщательностью работали японские конструкторы, желающие придать автомобилю действительно драйверские повадки. Так, передняя подвеска – типа McPherson, с параллельными треугольными рычагами (двухрычажная), задняя – многорычажная. Интересно, что в задней оси применен самоблокирующийся межосевой дифференциал.
Следует отметить – распашные двери (система Freestyle) совсем не нарушили жесткость и прочность кузова, лишившегося центральной стойки. Дело в том, что силовой каркас автомобиля «завязан» на мощный центральный тоннель, дополненный подрамниками, внушительными поперечинами и вертикальными силовыми брусьями в задних дверях. Есть в салоне и 6 подушек безопасности SRS (фронтальных двухступенчатых, боковых, шторок безопасности), а также системы ABS, DSC, EBD, EBA и TCS.
Даешь с 1,3 литра объема 231 лошадиную силу!
Пресловутый роторно-поршневой двигатель (РПД) Mazda Renesis 13В-REW устанавливается на все Mazda RX-8. Название этого двигателя произошло от слов Rotary ENginE Genesis (дословно – «происхождение роторного двигателя»). Идея и реализация «двигателя внутреннего сгорания, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное движение относительно корпуса», принадлежит немецкому конструктору и изобретателю Феликсу Ванкелю (Felix Wankel) (1902-1988). Первый РПД, созданный им, заработал в 1957 г., хотя теоретические упоминания о подобной конструкции встречаются в документах еще ХVІ века (тогда она именовалась «коловратной»). Чтобы лучше понять преимущества и недостатки роторно-поршневого двигателя, остановимся подробнее на принципе его работы. Внутри цилиндра-статора по особой траектории, именуемой эпитрохоидой, движется скруглено-треугольной формы ротор, выполняющий фактически функции поршня. Он делит углами своих граней цилиндр на три замкнутых (герметичных) зоны, в которых последовательно происходит впуск топлива, сжатие, горение и выпуск. Таким образом, за одно вращение (360°) ротор выполняет все те процессы, что и обычный поршневой двигатель, и в конечном итоге использует силу давления сгорающих газов для вращения эксцентрика вала. Скользя по поверхности цилиндра-статора, ротор вращается с помощью двух небольших шестеренок, одна из которых закреплена на самом роторе, а вторая – на торце цилиндра.
Итак, отмечаем первые преимущества – отсутствие поршней, клапанов, распредвалов делает роторно-поршневой двигатель проще и надежнее (отсутствует возвратно-поступательное движение деталей цилиндро-поршневой группы), а, кроме того, тише, легче. РПД меньше по габаритам; соответственно, лучше развесовка автомобиля. Можно сделать вывод, что постоянное вращение ротора обеспечивает ровную тягу во всем диапазоне оборотов (крутится РПД до 8000-9000 об/мин). Немаловажна и феноменальная мощностная отдача РПД – с фактически единственного в мире серийного двухсекционного роторно-поршневого двигателя Renesis объемом 1,3 л снимают более 190 л. с. без всякого турбонаддува!
Интересно, что конструктивно Renesis имеет два ротора и две роторные камеры объемом 0,654 л каждая и ряд оригинальных усовершенствований по сравнению с классическим двигателем Ванкеля. К ним относится система S-DAIS (Sequential-Dynamic Air Intake System, система использования инерции всасываемого воздуха) с тремя впускными отверстиями на каждый ротор, бензовоздушная впрыскиваемая смесь, пластиковый впускной коллектор с изменяемой геометрией, двустенный выпускной коллектор, а также дроссельная заслонка с электронным управлением.
Итак, именно высокие показатели КПД роторно-поршневого двигателя и есть тем фактором, ради которого и существует весь этот «сыр-бор». Ведь становятся очевидными и недостатки – очень высокие требования к качеству металла цилиндра и ротора и высочайшая точность их подгонки друг к другу. А все это, естественно, ощутимо удорожает производство двигателя. Кроме того, представьте себе, что произойдет из-за естественного износа трущихся частей и уплотнителей углов ротора? Правильно, не будет обеспечена герметичность камер и нарушится цикл впуск-сжатие-горение-выпуск. Именно из-за этого фактора роторно-поршневые двигатели считают недолговечными и неремонтопригодными. Отчасти это верно (современные ДВС могут выхаживать до 1 000 000 км без капремонта), но давайте посмотрим на цифры. Заявленный срок службы Renesis от Mazda – 300 000 км, затем двигатель попросту заменяется, не ремонтируясь. Скажите, но на многих ли из своих автомобилей вы проезжали более этого километража? То-то же!
Теперь поговорим о таких вещах, как расход топлива и масла. Из-за специфической формы камеры сгорания экономичностью Renesis похвастаться не может – если ездить на RX-8 активно, на высоких оборотах, то 20-25 л рекомендованного производителем Аи-98 на 100 км пути «скушаются» со скоростью повышения цен на топливо в этом году. Однако, несмотря на высокий расход топлива, экология не страдает – мотористам Mazda удалось загнать априори «грязный» роторно-поршневой двигатель в строгие нормы Euro 4. Что касается расхода масла (оригинальное минеральное Mazda Dexelia Ultra 5W30), то владельцу RX-8 следует приготовиться к его доливу из расчета 1 л на 1000 км минимум. Может быть и больше, все зависит от стиля вождения. Не следует забывать и про ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ прогрев роторно-поршневого двигателя – во-первых, «на холодную» высокие обороты его быстро загубят, во-вторых, мощность будет совсем не та, что «на горячую». Существуют вопросы и по заводке двигателя Mazda RX-8 в холодное время года. Техническое обслуживание роторно-поршневого двигателя немного отличается от обслуживания обычного поршневого «движка». Кроме стандартной замены эксплуатационных жидкостей и фильтров необходима более частая замена спаренных свечей зажигания – каждые 5000 км и замена масла каждые 10 000 км, а также после зимы (для справки: масло на модели Mazda3 производитель рекомендует менять каждые 20 000 км). Обслуживание Mazda RX-8 необходимо проводить исключительно на официальной СТО – с регламентными и ремонтными работами по такой экзотике, как роторно-поршневой двигатель, отечественные «левши» знакомы плохо. Уникальный двигатель RX-8 агрегатируется с 5- либо 6-ступенчатой механической коробкой передач в зависимости от мощности двигателя (в различных модификациях может составлять 192, 231 или 240 л. с.).
Треугольный стиль!
Салон Mazda RX-8 встречает водителя очень оригинальным «треугольным» стилем, намекающим на роторное сердце, живущее под капотом. Треугольные прорези в спинках сидений, треугольная ручка коробки КПП…
Посадка в RX-8, как в настоящем спорткаре, – низкая, с вытянутыми вперед ногами. Само сиденье – жесткое, с выраженным профилем боковой поддержки в области бедер и талии. Сидеть удобно, а все органы управления под рукой – отпускать удачного диаметра и толщины руль хочется только для того, чтобы взяться за не менее эстетичную, короткоходную ручку 6-ступенчатой «механики». Справа от селектора коробки разместился рычаг стояночного тормоза, формой своей рукоятки явно намекающий на предназначение прохождения поворотов в управляемом заносе. Способствует спортивной атмосфере и высокий трансмиссионный тоннель, разделяющий салон на… четыре выраженных кокпита, не тесных, но и не особо просторных.
Приборная панель выполнена в привычном для японского бренда стиле – три раздельных прибора-колодца. Причем центральное место занял тахометр с градуировкой до нешуточных 10 000 об/мин, а вот циферблат спидометра… отсутствует. Цифровые показания скорости индицируются на ЖК-экране, размещенном прямо на тахометре.
Посадка на второй ряд сидений необычная, но, в общем-то, удобная. Размещенные в «обратном» направлении задние двери открываются на 83°, но только после того, как будут распахнуты передние двери. А центральная стойка отсутствует! Сидеть сзади удобно даже рослым пассажирам, при этом центральный тоннель-хребет может выполнять роль подлокотника; еще в нем есть боксы и подстаканники.
Интересно, что в компактном купе Mazda RX-8 весьма вместительный багажник – 290 л. И хотя проем его крайне неудобен для погрузочных работ, но зато такой объем позволяет использовать RX-8 как настоящий GT для дальних путешествий! Только помните о том, что «запаски» в Mazda RX-8 не предусмотрено – а есть лишь компрессор и тюбик с герметиком для «лечения» прокола шины.
Роторное ускорение!
Заводка роторно-поршневого двигателя, как и его глушение, имеют ряд особенностей. При кручении стартера его необходимо подержать еще 2-3 секунды после того, как двигатель заработал, иначе последний попросту заглохнет. В момент старта творению Ванкеля нужно «помочь» легким нажатием на педаль акселератора и дать полноценно прогреться. Выключая же двигатель, обороты надо повысить до 4000 об/мин и держать их таковыми в течение 5-10 с. Такой маневр необходим для того, чтобы выработать топливо из камер сгорания – оно не должно оставаться в роторном механизме, особенно в холодную погоду. Кроме того, обездвижить RX-8, оставив ее «на передаче», не получится – рекомендуем пользоваться стояночным тормозом.
РПД звучит совсем не так, как поршневой. Его необычный звук весьма приятен для слуха – он свистяще-шипящий «с металлом в голосе». И это, пожалуй, тот редкий случай, когда о хорошей шумоизоляции автомобиля можно пожалеть. Чтобы послушать спортивное звучание ротора при наборе оборотов, приходилось открывать окна…
Пристегиваемся, стартуем! Обзорность с места водителя Mazda RX-8 имеет свою специфику, присущую, впрочем, любому купе – это широкие передние стойки и маленькие боковые зеркала заднего вида, размер которых принесли в жертву аэродинамическим показателям.
Педаль сцепления достаточно жесткая, и чтобы автомобиль банально не дергался при старте, обороты двигателя надо поддерживать на уровне 3000-3500 об/мин: как известно, малая тяга в низах – особенность роторно-поршневых двигателей. Зато, что касается всего остального диапазона, – это просто праздник какой-то.
В половине восьмого утра октябрьское солнце еще только собиралось продираться сквозь густые низкие облака. Перед зданием гостиницы в аэропорту Копенгагена, рядом с вереницей всегда готовых к работе таксистов, выстроилась .
Купи Авто
Как правило, объем двигателя в 1.3 литра может вызвать лишь усмешку у владельцев быстрых автомобилей, на которых стоят атмосферные/турбированные двигатели на 4-5 литров, но всегда существует хотя бы одно исключение из ка .
Autonews
Странные все-таки вещи происходят в нашей стране — родной автопром застрял еще в юрском периоде, но тем не менее кроме японцев практически только мы пытаемся выпускать автомобили с роторно-поршневым двигателем небезызвес .
МКМобиль
Mazda RX-8 – прощание Ванкеля
С дебютом нового поколения двигателей Ванкеля Mazda принялась за создание автомобиля с отличными ходовыми качествами и отменной управляемостью. Результатом работы дизайнеров стал стилистический коктейль из овалов и кривых, смешанных друг с другом в идеальных пропорциях. К этому добавилось идеальное распределение веса по осям (ровно по 50 процентов) и рулевое управление с великолепной обратной связью.
Здесь все нацелено на получение удовольствия от вождения. Настройки подвески оптимальные – не слишком жесткие, но и не мягкие. Однако следует быть осторожным при преодолении лежачих полицейских. Дорожный просвет невелик.
Помимо роторного двигателя Mazda RX-8 отличается от конкурентов необычной системой дверей. Кузов лишен центральной стойки и оснащен второй парой небольших дверей, открывающихся назад против направления движения, что облегчает посадку на задний диван.
В теории салон RX-8 рассчитан на 4-х человек. Но сзади поместятся только дети.
Автомобиль стал рекордно популярным и просуществовал на конвейере 9 лет. Всего было произведено более 100 000 экземпляров. Он был вычеркнут из модельного ряда, потому что не соответствовал нормам выбросов Евро-5 (в основном из-за большого расхода масла на угар).
Важно отметить, что, несмотря на мнение большинства механиков об RX-8 как экспериментальном автомобиле, спортивная Mazda может похвастаться типичной японской долговечностью. Однако необходимо осознавать тот факт, что в случае чрезмерно «энергичной» эксплуатации двигатель может потребовать серьезного ремонта, так и не доехав до 100 000 км. Капитальный ремонт при этом будет стоить более 2 000 долларов.
Мазду RX-8 можно приобрести по цене от 5 000 долларов. Желательно избегать многочисленных лимитированных версий, которые отличаются высоким уровнем мощности. Ремонт таких модификаций может обойтись гораздо дороже, чем обычных серийных экземпляров.
Интерьер собран из высококачественных материалов, а все детали подогнаны идеально.
Двигатель Ванкеля
Роторный двигатель не имеет клапанов и ГРМ. Треугольный поршень вращается внутри овального корпуса на эксцентриковом валу. Смесь бензина и воздуха попадает через отверстие в верхней левой части корпуса (на фото). Затем она сжимается, воспламеняется и покидает камеру через отверстие в нижнем левом углу.
Типичные проблемы и неисправности
Неисправности встречаются крайне редко, но вы должны знать, что Mazda RX-8 страдает рядом назойливых заболеваний. Наиболее серьезное из них касалось в основном копий первых лет производства – до 2006 года. Это затруднения с запуском двигателя из-за перелива топлива. Один из факторов, способствующих недугу – слабый стартер. Крайне важно, после запуска дать поработать мотору хотя бы 10 минут. Если заглушить двигатель прежде, чем он достигнет рабочей температуры, то, скорей всего, мотор уже больше не запустится. В таком случае необходимо выкрутить свечи (придется снять колесо и подкрылок), вынуть предохранитель топливного насоса и крутить стартером так долго, пока в камере сгорания не исчезнет весь «топливный туман». Отдельные владельцы используют другой не менее эффективный запуск роторного двигателя – «с толкача». Но он смертельно опасен для катализатора. В последствии Мазда провела работу над ошибками, в том числе предложила другие свечи зажигания и модифицировала программное обеспечение ЭБУ двигателя.
Поршневые уплотнения – слабое место двигателей Renesis (с двумя камерами).
Еще одна распространенная жалоба – мотор RX-8 очень любит кушать масло. Причем, порой приходится доливать целый литр уже после 2 000 км пробега. А масло для нормальной работы силового агрегата требуется только очень высокого качества, которое, как известно, не дешево.
Механики советуют строго соблюдать интервал замены масла и менять его не реже одного раза в 10 000 км. Кроме того, они категорически запрещают использование масел на синтетической основе. Это вызывает образование нагара, который забивает уплотнения ротора и масляные каналы. Лучше использовать специальное масло Mazda или альтернативную “минералку” хорошего качества.
Порой встречается и разгерметизация камер сгорания. Основные симптомы – падение мощности и проблемы с запуском. Некоторые владельцы считают, что регистрационный знак установлен в неудачном месте. Он перекрывает часть воздухозаборника, что ухудшает охлаждение двигателя и ускоряет его износ.
Трансмиссия
Следует остерегаться копий с автоматической коробкой передач. Производитель даже был вынужден для версий с АКПП сократить мощность двигателя с 232 до 192 л.с. Автомат не выдерживал нагрузок от мотора, максимальная мощность которого достигалась при 9000 об/мин. Помимо АКПП, в зависимости от года выпуска и рынка назначения, устанавливалась 5-ти или 6-ступенчатая механическая коробка передач. Последняя предназначалась для самых мощных модификаций.
В быту?
Четырех дверное купе вполне можно рассматривать в качестве автомобиля для повседневного использования. Проблема только в расходе топлива. Среднее значение составляет 11 л/100 км. Но это при спокойной манере движения. Однако чаще всего владельцы водят автомобиль активно – на спортивный манер. В таком режиме расход топлива редко опускается ниже 15 литров. Азарта добавляет отличная управляемость и очень точное рулевое управление.
Микробагажник не слишком удобен в обиходе и вмещает всего 290 литров. В конце концов, это спортивный автомобиль.
Помните, что большинство деталей (в том числе элементы кузова) не имеют заменителей. Торговцы поэтому часто предлагают детали со вторичного рынка, а при ремонте кузова используется преимущественно шпатлевка. Немного лучше ситуация с заменителями расходников, необходимых для ТО. Нет проблем с доступностью фильтров, тормозных колодок, передних тормозных дисков, ступичных подшипников, некоторых элементов подвески и рулевого управления. В случае с другими деталями владельцы обречены на оригиналы под заказ.
Последний экземпляр Mazda RX-8 вышел со сборочного конвейера в 2012 году. Одновременно с RX-8 закончилась целая эпоха серийных роторных двигателей Ванкеля, которая продлилась 45 лет.
Mazda RX 8
Mazda RX-8 – заднеприводный четырехместный спортивный автомобиль с двигателем Renesis, модифицированным вариантом роторно-поршневого двигателя Феликса Ванкеля. На середину 2011 года единственный в мире автомобиль с РПД выпускающийся серийно.
Спорткар Mazda RX-8 выпускается японской компанией Mazda с 2003 года. В 2008 году автомобиль претерпел модернизацию – было увеличено количество вариантов комплектации, изменена КП – 6-ступенчатая автоматическая коробка передач пришла на смену старой 4-ступенчатой АКП (в одном из вариантов комплектации), модернизирована конструкция масляного и водяного насосов, изменены некоторые детали интерьера салона и панели приборов (в частности установлен новый тахометр).
Кузов Mazda RX-8 производитель позиционирует как четырехдверный седан, однако он, скорее, является уникальным четырехдверным спортивным купе. Две большие двери, открывающиеся по ходу автомобиля, дополнены двумя маленькими (задними) дверцами, открывающимися против хода. В результате при полностью распахнутых дверях облегчается доступ к задним сиденьям. Центральная стойка кузова отсутствует. Вместо нее в задние дверцы (они открываются только при открытых передних дверях) встроена пара силовых модулей (в каждую), которые выдвигаются вверх и вниз при закрывании двери и входят в соответствующие пазы в верхней и нижней частях кузова.
Кузов построен по схеме несущей конструкции с увеличенной центральной балкой, внутри которой располагаются частично двигатель и в средней части АКП. Задние колеса ведущие, передача крутящего момента производится карданным валом. Особенности компоновки – размещение двигателя и топливного бака внутри колесной базы, со смещением к ее центру, что улучшает развесовку автомобиля.
Автомобиль оснащен высокоэффективными дисковыми тормозами с усилителем и антиблокировочной системой ABS. Рулевое управление реечного типа, с усилителем.
Базовым для RX-8 является двухроторный двигатель Renesis W4 – усовершенствованный вариант РПД Феликса Ванкеля. По сравнению с прототипом у этого мотора изменена система выпуска – выпускные каналы встроены в боковые крышки корпуса двигателя. Работа форсунок регулируется электроникой. Каждый цилиндр оснащен двумя парами клапанов – парой впускных и парой выпускных, что улучшает экономичность двигателя и снижает токсичность выхлопа (двигатель Renesis W4 и автомобиль в целом соответствуют требованиям стандарта Euro 4).
При рабочем объеме в 1308 см 3 двигатель выдает мощность в 192 л.с. при 7000 оборотах (отсечка срабатывает 7500 об/мин). Максимальный крутящий момент 220 Н*м при 5000 об/мин. Двигатель атмосферный, система турбонаддува устанавливается только по заказу в модификацию High Power с двигателем мощностью в 231 л.с.
Снаряженная масса 1330 кг. Объем багажника (расположен в задней части кузова) 290 л. Эксплуатационные характеристики. Бензин – АИ-98. Объем топливного бака 61 л. Расход топлива при городском цикле – от 15 л на 100 км. Максимальная скорость, вариант Standart Power – 230 км в час, вариант High Power – 240 км в час. Разгон до 100 км в час в варианте Standart Power – 7,8 c, в варианте High Power – 6,5 с.
Различия в комплектации. Вариант Standart Power оснащается 6-ступенчатой АКП, либо 5-ступенчатой МКП. Вариант High Power оснащается 5-ступенчатой МКП. По отделке салона RX-8 подразделяются на четыре типа. Автомобили базовой комплектации и Type S (вариант с МКП) имеют обивку салона из плотной черной ткани. Обивка салона в варианте Type E выполнена из натуральной кожи черного, красного или бежевого цвета по выбору. В самом дорогом варианте Type RS (модификация High Power с двигателем повышенной мощности) помимо кожаной обивки салона предусмотрена установка сидений от дизайнерского бюро Recaro. К сведению – даже в базовом варианте передние сиденья Mazda RX-8 отличаются великолепной эргономичностью и ярким дизайном (в обивку встроены треугольные проемы с металлическими вставками, водительское и пассажирское кресла дополнены системой автоматической регулировки положения с памятью).
Системы безопасности. Mazda RX-8 оснащена шестью подушками безопасности, противобуксовочной и противозаносной системой DSC, дисковыми тормозами с ABS и EBD.
История спорткара RX-8 началась в 1963 году, когда президент компании Mazda Цунеджи Мацуда (к слову, название компании в японском варианте звучит именно как «Мацуда» – по имени основателя) купил у Феликса Ванкеля права на производство роторно-поршневого двигателя и заключил деловое соглашение с компанией NSU о разработке и совершенствовании РПД. В том же 1963 году был основано специальное конструкторское бюро под руководством Кеничи Ямамото, которое занимается разработкой конструкции РПД по сегодняшний день.
30 мая 1967 года Mazda выпустила первый серийный автомобиль Mazda Cosmo с двухроторным двигателем мощностью в 110 л.с. Мотор получил название Type 10А и стал базой для дальнейших исследований в области РПД. Негативный опыт производства NSU Ro 80 с роторным двигателем Ванкеля позволил инженерам компании Mazda вовремя устранить недостатки роторно-поршневого двигателя. В частности, в ходе проведенной в конце 60-х годов модернизации расход топлива снизился на 40 процентов, были понижены расход масла и токсичность выхлопа – при одновременном увеличении ресурса мотора. В результате к 1970 году выпуск модели Cosmo достиг 100 тысяч экземпляров, а к 1975 году – полмиллиона.
В начале 70-х годов Mazda разработала вторую серию спорткаров с РПД – под индексом RX. Одна из первых моделей серии Mazda RX 3 выпускалась в ограниченном количестве до 1978 года, когда ее сменила следующая модель – Mazda RX 7. Этот автомобиль пользовался повышенным спросом, но эксплуатационные характеристики оставляли желать лучшего. Конструкция РПД нуждалась в кардинальной переработке – мощный двухроторный двигатель, оснащенный системой турбонаддува (с 1983 года) был очень чувствителен к качеству топлива и отличался малым сроком службы. Модель RX-7 выпускалась до 2002 года и пережила четыре кардинальных модернизации. Переделкам подвергался не только двигатель, но и другие узлы автомобиля. Всего за 24 года серийного производства Mazda выпустила 811 тысяч 634 экземпляра автомобиля марки RX-7. Таким образом, эта модель на сегодняшний день является самой массовой среди автомобилей с двигателем РПД.
В 1995 году на Токийском автосалоне компания Mazda выставила концепт-кар RX-1 с двигателем нового типа – с боковыми окнами. В 2000 году в Детройте общественности была представлена другая концептуальная модель RX-REVOLV, в которой работал усовершенствованный мотор от RX-1, получивший название Renesis – сокращенное от Rotary Engine Genesis (обновление или развитие роторного двигателя). Эти презентации были подготовкой к выпуску новой модели спорткара с РПД – Mazda RX 8. По сути, машина создавалась вокруг двигателя Renesis, а не наоборот.
В 2001 году в Токио был представлен предсерийный образец Mazda RX-8, который после доводки в 2003 году был поставлен на конвейер и сменил предыдущую модель RX-7 (около года – с 2002, по 2003 годы – компания Mazda роторных спорткаров не производила). В 2008 году, после пяти лет успешных продаж, модель RX-8 подверглась модернизации. Свидетельством несомненного успеха конструкторского бюро Ямамото можно считать тот факт, что двигатель Renesis модернизировать практически не пришлось. В результате реконструкции были заменены лишь вспомогательные узлы – масляный и водяной насосы.