NISSAN GT-R LM NISMO ()
Причины неудач Nissan GT-R LM NISMO
Своим появлением инновационный прототип Nissan GT-R LM NISMO категории LMP1 взорвал общественность, но, к сожалению, так и не смог доказать свое превосходство непосредственно на трассе. Гэри Уоткинс проанализировал причины провала амбициозного проекта.
Конечно, сейчас многие стараются доказать всем вокруг наличие у них дара предвидения и твердят, что с самого начала были убеждены в несостоятельности проекта Nissan GT-R LM NISMO.
Признаюсь, я не вхожу в их число, но правда в том, что инновационный переднеприводной прототип японской компании действительно не смог проявить себя в гонках, и за его непродолжительную жизнь в компании предприняли целый ряд очень спорных действий по спасению амбициозного проекта.
То, что автомобилю не удастся навязать конкуренцию своим соперникам по классу в 2015 году, стало понятно очень быстро – когда появилась информация о невозможности появления машины на трассе в изначально задуманном Беном Боулби виде.
В результате смелая концепция использования накопленной на передней оси энергии путем придания дополнительной тяги задним колесам меньшего диаметра начала разваливаться на куски.
Дело в том, что основой революционной концепции Боулби являлось именно накопление энергии со значительно нагруженной немалым весом двигателя передней оси прототипа и передача ее назад с использованием полностью механической гибридной системы привода. Как раз это должно было стать главной отличительной особенностью столь авантюрного дизайна машины.
Когда появились слухи о том, что вторая версия прототипа Nissan категории LMP1 будет включать в себя традиционную систему рекуперации кинетической энергии, я лично заволновался. Ну а после, когда знающие люди предположили, что это, скорее всего, означает сбор энергии лишь с задней оси, стало понятно, что проект, лишившийся своей главной фишки, обречен.
Бен Боулби был заменен на позиции руководителя команды, чтобы сосредоточиться на технических моментах, а Даррен Кокс и вовсе покинул Nissan Фото: LAT
Всем было ясно, что эта система никак не сможет заменить инновационную идею Боулби – любой инженер вам скажет, что это лишь заплатка, демонстрирующая признание собственной ошибки.
В современной эре категории LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость главным и единственно значимым словом является эффективность, что эквивалентно использованию по максимуму системы рекуперации энергии. Это же записано и в правилах чемпионата: автомобили, выступающие в высшем классе гибридных установок, могут использовать большее количество энергии.
А теперь вопрос: как в Nissan собирались претендовать на включение в высший класс, собирая энергию лишь с задней оси? Всем известно, что эффективность рекуперации с передней оси на торможениях гораздо выше даже с задним расположением двигателя.
Представьте, что в вашем распоряжении есть автомобиль с передней развесовкой и соответствующим аэродинамическим балансом, и все это заточено под рекуперацию энергии с нагруженной передней оси на торможениях. Каковы шансы в этом случае оказаться в одном с Porsche и Toyota классе 8 мегаджоулей в сезоне-2016?
Здесь лучше всего вспомнить слова главного конструктора прототипа Бена Боулби, сказанные в начале 2015 года: «Очень важно собирать энергию с передней оси, где больше прижимной силы, к тому же, мы сделаем все, чтобы по максимуму нагрузить передок машины – только так можно достигнуть предельного КПД силовой установки».
Официальные лица Nissan объяснили отзыв заявки на участие в чемпионате мира опасениями за конкурентоспособность автомобиля и тем, что они вынуждены были строить вторую версию прототипа одновременно с использованием ее в гонках. Я принимаю такую аргументацию. Отчасти.
Пусть машина GT-R LM появилась на трассе лишь раз, но при этом в компании вынуждены были заниматься, по сути, тестами во время 24-часовой гонки в Ле-Мане. Вряд ли это достойный подход.
Ле-Ман для Nissan стал тестовой гонкой Фото: LAT
Но это была лишь одна из причин, и не самая главная. В целом же стало понятно, что революционная концепция прототипа оказалась несостоятельной, а решить возникшие проблемы при помощи ваты, бинта и пластыря не удалось. И в Nissan это поняли.
В итоге заявленная система рекуперации энергии Torotrak, на которую возлагались огромные надежды, так и не была задействована в гонках.
Мы также знаем, что в Ле-Мане на машинах не использовалась и привычная система рекуперации на передней оси – и в команде это объяснили ее ненадежностью. Сколько раз и насколько успешно эта система обкатывалась на тестах – остается лишь догадываться.
В результате компании пришлось и вовсе отказаться от идеи использования механического агрегата рекуперации, производство которого было запущено в Великобритании.
Не думаю, что у Nissan были припасены какие-то альтернативные варианты на случай неудачи. По крайней мере, в сжатые сроки ими воспользоваться не удалось…
Самым грустным моментом в саге о прототипе GT-R LM является даже не то, что японский производитель, обладающий богатой историей в гонках спорткаров, подпортил себе репутацию, а то, что мы так и не увидели на трассе автомобиль в том виде, в котором он был изначально задуман.
Я не говорю, что в этом случае события в суточной гонке в Ле-Мане кардинально бы изменились, но уверен, что если бы люди увидели GT-R LM NISMO во всей ее красе, они бы непременно признали талант главного архитектора этой амбициозной задумки – Бена Боулби.
К тому же, возможно, в этом случае они были бы менее словоохотливы и постарались бы никогда не вспоминать о том, насколько скептично относились изначально к этому революционному проекту.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
.
NISSAN GT-R LM NISMO ()
Компания Nissan представила свой прототип для гонок на выносливость. Модель получила название GT-R LM Nismo и начнет выступать в чемпионате мира WEC уже в нынешнем году. И все бы ничего, но японцы сделали машину, которая идет против всех канонов постройки гоночных машин. Спортпрототип «Ниссана» получил переднемоторную компоновку и привод на переднюю ось. «Мотор» разобрался с тем, как все это работает.
centerЧто такое Nissan GT-R LM Nismo?/center
Это новый переднеприводный и переднемоторный спортпрототип, построенный компанией Nissan для участия в гонках на выносливость. Программа у японского автопроизводителя на первый сезон более чем обширная: полноценное участие в WEC, включая легендарные «24 часа Ле-Мана», причем сразу двумя машинами. Пока известно имя лишь одного заводского пилота новой команды Nissan: им стал единственный испанец, побеждавший в Ле-Мане, – экс-пилот Формулы-1 Марк Жене.
Компанию ему, скорее всего, составят воспитанники Академии GT, выпускниками которой являются, например, россиянин Марк Шульжицкий и британец Ян Марденборо.
Последний уже успел посидеть за рулем GT-R LM Nismo: во время съемок рекламного ролика для Супербоула, в котором и был рассекречен прототип.
Если все пойдет по плану, то дебют новой гоночной машины Nissan состоится в апреле на британском Сильверстоуне, а на легендарный марафон в Ле-Ман GT-R LM Nismo приедет в середине июня. Живьем на прототип можно будет посмотреть в середине февраля на стенде Nismo на автосалоне в Чикаго.
centerЧто в нем особенного?/center
Все! Ведь это (если вы еще не поняли) переднемоторный переднеприводный спортпрототип. Настоящая революция в гоночном мире, в котором любой успешный автомобиль должен иметь мотор сзади и задний же привод. В крайнем случае – полный.
Как пишет издание Road & Track, разобравшее в своем материале GT-R LM Nismo буквально по винтикам, такая компоновка позволяет решить сразу несколько проблем, связанных с балансом автомобиля. Например, не секрет, что классические среднемоторные прототипы страдают от недостатка прижимной силы на передней оси на разгоне, но в случае с «Ниссаном» такой проблемы нет: передние колеса к полотну трассы будет плотно прижимать силовая установка, состоящая из твин-турбо мотора V6, коробки передач, а также системы рекуперации энергии, которую Nissan называет ERS.
Эффект Коанда использовался и в Формуле-1. С его помощью конструкторы болидов могли направить поток выхлопных газов вниз, даже несмотря на то, что патрубки выпускной системы смотрели вверх. За счет этого инженерам удавалось повысить прижимную силу на корме машин в медленных поворотах.
Помимо этого, длиннющая передняя часть машины позволила лучше контролировать огибающий прототип воздушный поток. А расположенные в передней части машины радиаторы позволили оставить пустыми боковые понтоны, что также положительным образом сказалось на аэродинамике автомобиля. Не стоит забывать и про выхлоп, который направлен вверх и располагается перед кокпитом. Издание Racecar Engeeniring предполагает, что это решение позволит использовать эффект Коанда (смотри справку справа), при котором струя выхлопных газов будет огибать кокпит и оперение машины.
Да и сам силовой агрегат скомпонован необычно. Под ногами пилота находится накапливающий энергию торможений маховик системы рекуперации ERS производства компании Torotrack. Перед ним – трехлитровый твин-турбо мотор V6, впереди которого смонтирована пятиступенчатая секвентальная коробка передач. И как раз перед ней разместились радиаторы.
Суммарная отдача агрегатов, по расчетам создателей, могла бы составить 2000 лошадиных сил – при условии установки более производительной системы рекуперации энергии. Но из практических соображений отдачу в процессе разработки снизили сначала до 1500 лошадиных сил, а к моменту премьеры мощность гибридной силовой установки спортпрототипа составила всего 1250 сил, из которых около 500 дает ДВС, а оставшиеся – ERS. Тем не менее, если бы в GT-R LM Nismo выступал в «24 часах Ле-Мана» прошлого года, то он был самым мощным автомобилем в пелотоне.
При этом пока не понятно, какую именно систему рекуперации будет использовать Nissan в гонках. Регламент позволяет применять четыре различных варианта: с использованием двух, четырех, шести или восьми мегаджоулей энергии на круге. Но чем больше электрической энергии передается на колеса, тем меньше топлива должно подаваться в ДВС. Например, при двух мегаджуолях планка расхода топлива установлена на 94,3 килограмма в час (или 81 килограмм в час для дизелей), а при восьми – всего 88,5 литра (75,1 литра для дизелей).
600-сильный Nissan GT-R Nismo
Ниссан ГТР Нисмо (2019-2020) цена и технические характеристики. Обзор «GTR Nismo R35» с фотографиями.
В рамках автомобильных смотрин в Токио, прошедших в ноябре 2013 года, состоялась мировая премьера «заряженного» варианта суперкара Nissan GT-R с приставкой Nismo, разработанного усилиями одноименного «придворного» спортивного подразделения японской компании. Самый быстрый серийный «Ниссан» получил еще более агрессивный вид по сравнению со стандартной машиной, форсированный двигатель и перенастроенное шасси.
Внешне Nissan GT-R Nismo выделяется развитым аэродинамическим обвесом кузова с широким передним и удлиненным задним бамперами, а также крупным антикрылом из карбона, венчающим крышку багажника. И такие доработки не просто делают автомобиль более грозным на вид, но и увеличивают прижимную силу на скорости 300 км/ч на 100 кг.
«Заряженное» купе достигает 4681 мм в длину, 1895 мм в ширину и 1370 мм в высоту при колесной базе, занимающей 2780 мм от габаритной протяженности. В снаряженном состоянии автомобиль весит 1720 кг (всего на 20 кг легче обычного исполнения).
Интерьер Nissan GT-R Nismo отличается от такового на «простом» GT-R рулевой «баранкой» и козырьком приборов, обшитыми замшей с красными стежками, ковшеобразными креслами Recaro с углепластиковым каркасом и регулируемой по углу наклона спинкой, а также повсеместной прострочкой контрастного красного цвета. По другим параметрам убранства разных версий купе идентичны.
Технические характеристики. В недрах Nismo-версии суперкара базируется 3.8-литровый двигатель V6, отличающийся от «стокового» аппарата новыми впуском и выпуском, перенастроенным зажиганием, более мощным бензонасосом и производительными турбокомпрессорами от гоночной модификации GT3.
Он производит 600 «кобыл» при 6800 об/минуту и 652 Нм пиковой тяги при 3200-5800 об/минуту, а агрегатируется с 6-скоростным преселективным «роботом» с парой сцеплений и продвинутым полным приводом ATTESA-ETS с многодисковой муфтой и механически блокируемым задним дифференциалом.
Динамика у Nissan GT-R Nismo поистине ураганная – со старта до первой «сотни» он «выстреливает» всего за 2.4 секунды, набирая 320 км/ч предельной скорости. Среднее «поедание» горючего в смешанном режиме составляет 12 литров на каждые 100 км пробега.
В основе «заряженного» суперкара простилается подвеска Premier Midship с независимой двухрычажной подвеской спереди и многорычажной сзади. При этом он оборудован перенастроенными пружинами и трехрежимными электронноуправляемыми амортизаторами Bilstein DampTronic. Реечный рулевой механизм GT-R Nismo дополнен электрическим усилителем управления, а на всех колесах монтированы дисковые тормоза с вентиляцией с 390-миллиметровыми устройствами спереди и 380-миллиметровыми сзади.
Помимо дорожной версии, доступен «Nismo-суперкар» и в трековых исполнениях GT1 и GT3, которые подготовлены специально для участия в различных гоночных сериях. Такие машины отличаются не только мощной внешностью с ярко выраженными аэродинамическими элементами, но также «гоночными» интерьерами и технической частью.
- Под капотом Nissan GT-R R35 Nismo GT1 размещается 5.6-литровый двигатель V8, выдающий 600 «голов» и 650 Нм тяги,
- а GT3 – 3.8-литровая «турбошестерка» мощностью 543 лошадиные силы, развивающая 637 Нм.
Комплектация и цена. На рынке США Nissan GT-R Nismo предлагается по цене от 149 990 долларов (в России официальные продажи суперкара пока не ведутся).
В «базе» автомобиль оснащен комплектом подушек безопасности, адаптивной подвеской, зональным «климатом», премиальной аудиосистемой, 20-дюймовыми коваными дисками Rays, мультимедийным центром, передними креслами Recaro, кожаной отделкой салона, а также целым набором современных систем безопасности.
Nismo: история гоночной легенды Nissan
Гоночное подразделение Nismo компании Nissan, не так широко известно обывателям, как к примеру BMW M. Но если разобраться в вопросе, то выяснится, что Нисмо, одно из лучших гоночных подразделений, подарившее миру немало выдающихся спортивных машин.
Nissan Motorsports International Co. Ltd или просто Nismo
Хотя автомобили Nissan участвуют в спортивных соревнованиях еще с начала 1960-х. Только в 1984 году компания решает создать специальное гоночное подразделение под названием Nissan Motorsport (Nismo). Точнее не создать, а объединить два независимых отдела в один. Первый из них – Publication Division 3, отвечал за поддержку незаводских гоночных команд, а Special Car Testing Division разрабатывал и настраивал гоночные автомобили Ниссан. В результате получилась элитная команда специалистов, которая получила финансирование и свободу для творчества.
Уже через два года после создания, Nismo подготовила два прототипа: Nissan R85V и Nissan R86V Группы С для участия в гонках 24 часа Ле-Ман. К сожалению из-за ряда технических проблем R86 сошел с дистанции. Другой прототип был более успешен, он финишировал на 16-ом месте. Тем не менее, японцы получили так необходимый для молодой команды опыт и данные для анализа.
В 1987 году, на Токийском автосалоне, был представлен еще один гоночный прототип, под названием Nissan Saurus. Этот одноместный родстер, стал отличным подспорьем для обучения молодых пилотов в Nissan Racing School. Более того, в 1989 году для поиска молодых талантов, была учреждена гоночная серия Saurus Cup.
Успехи в гонках, как показатель качества
В 1990 году инженеры Nismo получили в свои руки легендарный Nissan Skyline GT-R R32. Уже с начала своей гоночной карьеры автомобиль получил культовый статус. Он полностью доминировал во внутрияпоскном чемпионате GT Championship Group A, выиграв 29 гонок из 29. Кроме того, R32 Nismo завоевал призовые места в 24-часовых гонках Ле-Ман в Нюрбургринге и кузовном чемпионате Австралии.
Согласно правилам омологации, выпущено всего 500 единиц Nissan GT-R Nismo. От стандартных GT-R R32 они отличались облегченным кузовом, более производительным турбокомпрессором и улучшенной аэродинамикой. Именно с 32-го бренд Нисмо начал приобретать узнаваемость и привлекательность.
С появлением Nissan GT-R R33 аббревиатура Nismo получила широкую известность за пределами Японии. Не в последнюю очередь благодаря амбициозному проекту Nissan GT-R LM Nismo. Хотя он и претерпел неудачу, заняв только 10 место в гонках 1995 года.
Кроме того, успеху компании способствовали игры серии Gran Turismo для Playstation. Это кажется не существенным, но игры серии пользовались огромной популярностью, что сильно поспособствовало узнаваемости бренда в западных странах.
К началу 2000-х за плечами специалистов Нисмо был богатый опыт участия в соревнованиях. Помимо уже прославленного GT-R специалисты, подготовили и множество других моделей Nissan. Так в британском чемпионате блистал Nissan Primera ST, а в японском Grand Touring не было равных Nissan Silvia S15.
Но не только спортивными автомобилями занималась компания. Тюнинговые запчасти, элементы подвески, аэродинамические пакеты, колесные диски и много другое, входит в ассортимент фирменных магазинов Nismo.
Nismo сегодня
После небольшого затишья середины 2000-х, Нисмо громко вернулась в автоспорт в 2010 году с новым Nissan GT-R R35. Всего через год, он стал призером чемпионата FIA GT1.
Благодаря требованиям серии GT3 по омологации, где также участвовали новые GTR-ы, в 2012 году Нисмо переставляет Nissan GT-R Nismo GT3. По своей сути, это гоночный автомобиль сертифицированный для дорог общего пользования и с безумной стоимостью. Для потребителей попроще Nismo предлагает: Fairlady Z, Juke и даже March.
За 35 лет успешной работы, компания Nismo стала важной частью Nissan. Во много раз приумножив и развив его спортивное наследие.